Войти  Зарегистрироваться   

Вернуться к списку новостей

06 июля 2017

Лекторий Set Up прошел в Московском Политехе 1 июля

1 июля в Московском Политехе прошел лекторий Set Up. Лекторы-популяризаторы науки рассказали гостям о ребрендинге городов, причинах веры в сверхъестественное и особенностях человеческого иммунитета. Слушатели, задавшие лучшие вопросы, по традиции получили книги от партнеров и лекторов мероприятия.

Открыл лекторий кандидат географических наук (МГУ им. М. В. Ломоносова) Дмитрий Нестеренко с лекцией «Ребрендинг городов». Он рассмотрел мировые тренды развития городов на основе имеющегося капитала и рассказал, какие стратегии могут вывести город из кризиса и насколько они применимы к российскому опыту. В конце 20 века многие города мира вошли в так называемую спираль упадка. Откуда получить дотации? Как привлечь туристов? Что сделать, чтобы выделиться из числа таких же провинциальных городов? Так появились стратегии брендинга. Например, Ливерпуль стал столицей европейской культуры, Сингапур — центром современного искусства, Ибица — островом ночной жизни. Существует множество способов привлечь туристов и одновременно вдохнуть жизнь в заброшенные городские пространства. В Сеуле бывшую автоэстакаду превратили в необычный городской парк, тоже самое произошло с железнодорожной эстакадой в Нью-Йорке — теперь знаменитый Хай-Лайн парк. В Москве похожая идея была осуществлена за счет превращения зданий бывших заводов в музеи современного искусства, такие как Винзавод, Flacon, Artplay.

Привлекают туристов и необычные архитектурные объекты. Парк деревьев-киборгов или самая большая в мире теплица в Сингапуре, золотой мост во Владивостоке (похож на символ Сан-Франциско Золотые ворота), самый высокий небоскреб «Башня Халифа» в Дубае. Все эти примеры увеличивают поток туристов, а соответственно и дотации в городской бюджет. Строительство казино, проведение спортивных соревнований, восстановление исторического центра — все это делает город более привлекательным. Истории удачного ребрендинга есть и в России: музей калача в Коломне, архитектурный проект «Сердце Калининграда», город науки и технологий «Иннополис» под Казанью. Кроме того, планируется строительство комплекса «Волшебный мир России» — аналога Диснейленда, который привлечет внимание к Калуге. Отвечая на вопросы гостей, лектор уточнил, что все эти стратегии работают исключительно в условиях господства общества потребления и не очень дальновидны.

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник института проблем передачи информации РАН Александр Панчин прочитал лекцию о том, почему идея о сверхъестественных существах кажется такой интуитивной и почему так сложно не верить в паранормальное. Популяризатор науки рассказал о своих проектах — Премии имени Гарри Гудини комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. Идея учредить премию имени Гарри Гудини появилась из-за растущего числа заявителей, что они видят ауру виденье ауры и все такое.. Премия имени призвана помочь людям критически оценивать заявления о существовании паранормальных способностей, сделать объективное и прозрачное тестирование доступным на русскоязычном пространстве, популяризировать суть и возможности научного метода. Тем не менее возникает вопрос: почему люди верят в сверхъестественное?

Первым этим вопросом задался французский антрополог Паскаль Буайе. В своей книге он попытался объяснить склонность людей дорисовывать в воображении то, чего нет в реальной жизни.  Нейронной сети человеческого мозга свойственно домысливать события, что приводит к развитию симптома апофении — способности видеть взаимосвязь или систему в случайных или бессмысленных данных. Отсюда лица на бутербродах и кофейной гуще, лохнесское чудовище и электронный голосовой феномен. Далее лектор подробно остановился на теории разума и способности людей представлять, понимать и учитывать в своем поведении «психологию» других существ и даже воображать наличие человеческих чувств у неживых предметов. Александр Панчин привел примеры различных экспериментов этой сфере, а также об исследованиях феномена религии.

Виталина Киргизова — младший научный сотрудник Института Биоорганической Химии РАН и популяризатор науки рассказала участникам лектория об иммунитете и развенчала популярные мифы. Как устроена защитная система организма? Почему мы болеем и отчего выздоравливаем? Зачем нужна вакцинация? Если верить рекламе, иммунитет — это такой маленький пушистый зверек, который живет в кишечнике и грустит, если мы не то съели или промочили ноги. На самом деле иммунная система — это большая система органов, не только кишечник и не только известные всем фагоциты. Она объединяет органы и ткани, которые защищают организм от всяких патогенов и заболеваний. Защитные органы — это не только лимфатические узлы, но кожа и наши слизистые оболочки. Если патоген смог всё-таки прорваться внутрь, первая линия защиты — врождённый иммунитет. Клетки врождённого иммунитета, такие как макрофаги (вид фагоцитов), могут распознать этот патоген по общим молекулярным структурам и сразу его съесть. Но так как мы не можем быстро подстраиваться под все новые микроорганизмы, которые наша иммунная система должна распознать, у нас есть еще так называемый адаптивный иммунитет. Его многочисленные рецепторы могут распознать почти любой попадающий внутрь организм. В организме одного человека может существовать до десяти миллиардов различных рецепторов адаптивного иммунитета. Он формируется в течение жизни, когда мы болеем.  Иммунитет активно развивается примерно до 20 лет, а потом работает всё хуже и хуже с каждым годом.

Таким образом, главные защитники организма — фагоциты. Это такие стражники-убийцы для патогенов. Когда фагоциты поглощают патоген, они становятся плазматическими клетками, которые в одну секунду двадцать тысяч антител выделяют в кровь и побарывают патоген. Клетка, которая уже выделяла антитела, и сейчас ей это уже не нужно, так как патогена нет, превращается в «офицера запаса» – клетку памяти. Если она ещё раз встретит свой патоген, то она снова превращается в плазматическую клетку, начинает всех крушить и обратно в клетку памяти. Это как раз так работает вакцинация, которая, когда мы ослабленным патогеном прививаем человека, а затем у него развивается иммунитет.

Вернуться к списку новостей